Марджи даже записала об этом в своем дневнике. На странице под датой
17 мая 2155 года. Запись гласила: "Сегодня Томми нашел настоящую
книгу". Это была очень странная книга. Дедушка Марджи как-то сказал,
что, когда он был маленьким мальчиком, его дедушка рассказывал о
временах, когда все сказки печатались на бумаге. Они перевертывали
страницы - пожелтевшие, сморщенные листы, и им было смешно, что
слова на них стояли на месте, а не двигались, как обычно на экране.
Слова стояли на месте и не исчезали - читай и перечитывай их сколько
хочешь. - Какая бессмысленная трата бумаги, - заметил Томми. В
каждой книге сотни страниц, а на одном экране можно прочитать
миллионы книг. - Ну уж и миллионы, - усомнилась Марджи. Ей было
одиннадцать, и она не успела прочесть столько телекниг, сколько
Томми, которому было тринадцать. Она спросила: - Где ты ее раздобыл?
- Дома. На чердаке, - мотнул он головой вверх, не отрывая глаз от
книги. - О чем она? - О школе. Марджи презрительно фыркнула. - О
школе? А что можно написать о школе? Я ненавижу школу. Марджи
никогда не любила занятий, но последнее время она их просто
возненавидела. Механический учитель давал ей все новые и новые тесты
по географии, а она отвечала все хуже и хуже, пока ее мама не
покачала головой и не вызвала районного инспектора. Он оказался
кругленьким низеньким человечком с красным лицом и с огромным
ящиком, наполненным всякими инструментами, колесиками и
проволочками. Он улыбнулся Марджи и дал ей яблоко, а затем разобрал
учителя на части. Марджи напрасно надеялась, что ему не удастся
собрать его заново; через час ее мучитель был готов - черный,
большой и уродливый, с огромным экраном, на котором появлялись
вопросы по поводу пройденного и объяснения новых уроков. Впрочем,
это было еще не самое худшее. Больше всего она ненавидела щель, в
которую надо было опускать домашние задания и тесты. Ей приходилось
записывать их на перфорированных картах кодом, которому ее обучили,
когда ей было шесть лет. Она не успевала перевести дыхание, как
механический учитель уже подсчитывал оценки и никогда не ошибался.
Покончив с осмотром, инспектор улыбнулся и погладил ее по голове. Он
сказал ее маме: - Девочка не виновата, миссис Джонс. Просто сектор
географии был настроен на слишком быстрый темп, такие вещи
случаются. Я переключил его на уровень десятилетнего развития. В
целом успехи девочки вполне удовлетворительны. И он опять погладил
Марджи по голове. Марджи была разочарована. Она так надеялась, что
учителя унесут из дому. Такое однажды случилось с учителем Томми -
его унесли чуть ли не на месяц, потому что в нем начисто вышел из
строя сектор истории. Она спросила у Томми: - А кому охота писать о
школе? Томми посмотрел на нее с видом превосходства: - Глупая, эта
школа совсем не похожа на наши. Это старая школа, в которой учились
сотни и сотни лет тому назад. - И добавил презрительно, четко
выговаривая слова: - Столетия тому назад. Марджи почувствовала себя
задетой: - Подумаешь, кому интересно знать про школы в древности!
Она стала читать текст, заглядывая через плечо Томми. - Все равно и
у них был учитель! - воскликнула она через минуту. - Конечно, только
он был совсем другой. Он был человек. - Человек? Как может человек
быть учителем? - Ну... он рассказывал мальчикам и девочкам о всяких
вещах, и задавал им уроки на дом, и спрашивал их. - Человек не может
быть таким умным. - Может. Мой папа знает столько же, сколько мой
учитель. - Не может. Человек не может знать столько, сколько
учитель. - Хочешь, поспорим, что он знает почти столько же? Марджи
была не готова к спору на эту тему. Она сказала: - Мне бы не
хотелось, чтобы в нашем доме жил чужой человек? Томми засмеялся. -
Какая ты глупая, Марджи. Учителя не жили в одном доме со
школьниками, у них было специальное здание, куда приходили все -
дети и их учителя. - И все дети учили одно и то же? - Конечно. Если
они были одного возраста. - Но моя мама говорит, что учитель должен
быть адаптирован к сознанию ребенка и что каждый ребенок должен
обучаться по-своему. - А тогда все было иначе. И все учились вместе.
Если тебе не нравится, не читай! - Я не говорила, что мне не
нравится, - честно возразила Марджи. Ей очень хотелось прочесть эту
смешную книгу. Они дошли только до середины, когда мать Марджи
позвала: - Марджи! В школу! - Не сейчас, мамочка, погоди! - Не
капризничай, Марджи! - сказала миссис Джонс. - И тебе наверно, тоже
пора, Томми. - Пожалуй, - произнес он с вызовом. И вышел,
насвистывая и крепко прижимая к себе пыльную книжку. Марджи
направилась в классную комнату. Она находилась рядом с ее спальней.
Механический учитель был уже включен и ждал ее. Он всегда был
включен в это время, кроме суббот и воскресений, потому что ее мама
считала, что девочкам следует учиться в одни и те же часы. Экран
светился, на нем появилась надпись: "Сегодня мы познакомимся с
правилом сложения дробей. Пожалуйста, опустите вчерашнее задание в
соответствующую щель". Глубоко вздохнув, Марджи выполнила приказ.
Она думала о школах, в которых учились дети, когда дедушка ее
дедушки был маленьким. Все детишки с улицы собирались вместе,
кричали и смеялись, бегали по двору в перемены, сидели в классе на
уроках и в конце дня веселой гурьбой возвращались домой. Они учили
одно и то же и могли помочь друг другу и даже списать друг у друга.
И учителя были живые люди... Механический учитель светился на
экране: "Когда мы складываем 1/2 и 1/4..." Марджи вздохнула.